ВСЮ ЖИЗНЬ - ЛЁНЯ

Незаимствованные мнения и фразочки, заметки, а также собранные факты и собственные предположения.

Современные подделки русских серебряных клейм

Contemporary Forgeries of Russian Silver Hallmarks

Современные Маринины картины

Marina Rodniansky Paintings

Современные Наташины картины

Natalie Perel Paintings

Wednesday, November 09, 2005

2x5 заповедей

Заметка от 15/10 2005 о скрижалях Завета инициировала у меня вопрос, который я не хочу упустить.


Какой смысл в том, что Моисей получил на горе Синай две скрижали, а не одну? Ведь все десять заповедей могли быть записаны и на одном куске камня. Просто ли это стремление к симметрии? Но тогда почему не выбрать пять скрижалей по две заповеди на каждой? Почему именно две скрижали?

Я стал искать комментарии по этому вопросу. Рабби Гамлиель считал, что Моисей получил всего две скрижали по пять заповедей на каждой. Это мнение большинства. В меньшинстве находятся те, кто полагает, что Моисей получил две идентичные скрижали по десять заповедей каждая.

Физическое разделение заповедей на две части имеет свой смысл, так как первые пять заповедей касаются отношений между Б-м и людьми, а следующие пять это только отношения между людьми. С другой стороны для того чтобы разделить заповеди по назначению, не обязательно было выбивать их на разных камнях.

Я думаю, что две скрижали могли означать первоначальное равенство Моисея и его брата - первосвященника Аарона. Возможно даже личное получение Аароном первой скрижали (законы между Б-м и людьми), a Моисеем - второй (законы между людьми). При этом само предание о получении скрижалей со временем могло быть изменено в пользу Моисея по мере превращения его в диктатора.

Я мог бы развить эту мысль далее, но пока остановлюсь на сказанном.

Изображения Моисея из моей прошлой заметки сделаны в России ХIХ века. Правый вариант - Одесса 1890-х годов. Левый - вероятно старше. Он был найден в 1998 году в городке S. Albans в Англии.

Вот, что продавалось однажды online на венгерском аукционе :

Различные варианты я видел также в 1990 на выставке восточно-европейского еврейства в Тель Авиве. Одно такое изображение есть в Лондонском Jewish museum.

А вот это можно купить в наше время в Израиле. Качество работы мне не нравится, и приобретать его я поэтому не хочу.

1 Comments:

Blogger 3AHO3A said...

Есть ещё одно объяснение ДВУХ скрижалей: когда Б-г предложил Моше скрижади с заповедями, тот спросил: "Бесплатно?" и добвил:"Тогда давай две".
(Известный израильский анекдот)

11:37 AM  

Post a Comment

<< Home